Этнокультурный центр деревня Кинерма

Кинерма — комплексный памятник деревянного зодчества карелов-ливвиков.

 

 

Деревня Кинерма является культурным памятником России.

Хозяйка деревни встречает всех гостей в национальном карельском костюме со словами «Terveh tulgua!» (кар. «Добро пожаловать»). Аутентичная архитектура поражает своей красотой и сохранностью.

В деревне все дома исконно карельские. Огромные дома, разделённые на жилую и хозяйственную части, традиционный дом, в котором находится этно-культурный центр и гостевые комнаты. Естественно, старинные русские печи, приборы быта, изгороди и колодец. Уникальная баня по-чёрному с односкатной крышей. В центре деревни находится часовня Смоленской Богоматери.

Гостей в деревне кормят вкуснейшими карельскими блюдами. Также проводят мастер-классы по приготовлению карельских калиток (пироги с картофелем, пшеном).

Кинерма находится в 100 км от Петрозаводска.

Деревня Кинерма — уникальный комплексный памятник народного деревянного зодчества карел-ливвиков.

Кто хоть раз бывал Ведлозорском краю, поражается необыкновенней красоте здешних мест. Меж величавых лесных урочищ открываются озеру размашистые просторы елей. Не успеешь вволю насмотреться в зеркальную гладь ламбушек, как лесная тропинка выводит на цветущее, ароматное разнотравье. В этих удивительных по красоте и природной первозданности местах затерялась деревня Кинерма. Собственно, это уже на современный лад. Пo-карельски Киннермяги, Мяги – гора, Кинер — имя, а что оно означает – топонимика не дает ответа.

Всю деревню можно обойти за полчаса: 17 домов, 7 бань, старое кладбище и, часовня. Впрочем, и в былые времена Кинерма не отличалась размахом — всего на четыре двора было больше. Зато сколько было полей и покосов!

Первое письменное упоминание о деревне относится к 1563 году, когда эти земли и проживавшие на ней крестьяне были внесены в писцовые книги Обонежской пятины. В одной из книг деревня называется Самсонково посиденье. Согласно писцовым книгам тогда в деревне было четыре хозяйства: Микула Захаров, Онитка Савин, Тимошак Яковлев И Филипко Семёнов. С началом войны между Швецией и Россией в 1570 году шведские войска неоднократно разоряли Карелию. По приказу короля Швеции Юхана III в 1580 – 83 гг. был совершён набег на Олонец, во время которго Кинерма была сожжена.

Кинерма была разрушена во второй раз в 17 веке польско-литовскими войсками. Сын Кирилла Захарова Миихкали возродил деревню из руин. Пережив набеги иноземцев, пожары и разорения, она до наших дней сохранила свой исторический облик. И сегодня в Кинерме можно встретить потомков старинных карельских родов – основателей деревни.

Всем миром отстояли местные жители и часовню Смоленской Богоматери, что до сих пор величаво стоит в центре Кинермы. Часовня стоит в Кинерме вот уже 250 лет с XVIII века и местные жители из поколения в поколение передают легенду о её чудесном возникновении. Легенда гласит: возвращался солдат со службы, в котомке его лежала икона Смоленской Божьей Матери, и голод одолевал солдата. Тогда решил он обменять икону у торговца на хлеб, но тотчас ослеп, после того, как забрал её, зрение вернулось. Затем солдат добрёл до Кинермы, переночевав там, наутро ушёл, а местные жители услышали женский голос, молящий о спасении. На том месте оказалась та самая икона, здесь впоследствии и возвели часовню во имя Смоленской Божьей Матери. Жители Кинермы уверены, что икона долго оберегала деревню от бед, но когда в 80-х годах ХХ века её увезли в карельский Музей изобразительных искусств, где она и поныне, жизнь в деревне стала хуже. Сейчас для часовни в Петрозаводске пишут точную копию иконы, которая займёт достойное место в часовне. Стоит сказать, что в часовне Кинермы чудом сохранился резной иконостас и некоторые иконы.

А это уже не легенда: часовню строил один мастер 200 лет тому назад. Был он швед или финн, так как только они делали срубы из отесанных, а не круглых бревен.

В Кинерме из поколения в поколение передавалось сказание о чудесном явлении иконы Смоленской Богоматери, о ее чудотворной силе. Икона была окружена особым почитанием не только среди местных жителей; к ней приходили на поклонение издалека.

О банях разговор особый. Это гордость крестьянского бытового строительства. Топятся по-черному. Отказ от бань по-черному означал переход на более состоятельную ступень проживания. Но вся прелесть в том, что бань по-черному на Руси почти не осталось, и они воспринимаются как нечто экзотическое.

С 2001 года действует международный проект по сохранению и возрождению деревень Ведлозерского края «Ведлозерье. Кинерма». Он направлен на сохранение и развитие исторической деревни Кинерма, включая сохранение архитектурного наследия, развитие местной традиционной культуры, создание условий для развития культурного туризма. По инициативе сестер Калмыковых, которые родились в Кинерме, создано частное предприятие, осуществляющее прием туристов. Среди объектов туристской инфраструктуры отреставрированная баня по-черному, приспособленный под этнокультурный центр традиционный крестьянский дом, оформленная под столовую хозяйственная часть дома-комплекса, воссозданный исторический амбар для продажи сувенирной продукции, традиционный колодец, изгороди и т.д. У каждой деревни издавна был свой день, который отмечали всем миром. Ежегодный праздник Кинермы – 10 августа – день Смоленской Богоматери.

Карельский дом, превращённый в музей.

В доме есть музейная экспозиция, горница, 4 гостевых комнаты, туалет.

Традиционно жилая часть карельского состоит из двух комнат: пертти и горниччу (большая комната и горница). Пертти всегда больше по размеру и она визуально делится на кухню и столовую. Здесь стоит большая русская печь, в которой готовили еду и на которой спали старики и дети. Через эту комнату проходишь в горницу, которая по размеру меньше, но тоже имеет свою печь. Раньше здесь стояла одна кровать, в углу за печкой и она отгораживалась от комнаты занавеской. На этой кровати спали хозяин и хозяйка.